Несмотря на высокую степень прочности и надежности, современные автоматические ворота по некоторым причинам все же выходят из строя. Ремонт ворот и автоматики требует внимательности и терпения. Важный момент – проведение диагностики, выявление поломки, устранение причины.
Распространенные причины неисправности автоматических ворот
Как известно, распашные и откатные ворота в процессе эксплуатации могут выйти из строя. Чаще всего это происходит из за выхода из строя электропривода. Полезно знать о самых распространенных из них:
- внезапные перепады напряжения в сети;
- разгерметизация коробки блока управления;
- подсыхание смазки, ее замерзание при низких температурах;
- выход из строя автоматики при больших нагрузках на электропривод.
Во всех случаях требуется ремонт автоматики откатных ворот, а также своевременная диагностика и принятие срочных мер для устранения поломки.
Виды, причины отказов и сбоев в работе приводов
Фактически, задача привода откатных ворот крутить шестерню, которая, зацепляясь за зубчатую рейку, перемещает створку, пока концевые выключатели рейки не отключат питание привода, включенное с пульта дистанционного управления. С этого и начнём:
- проблемы с подачей напряжения, плавающие неисправности в виде необоснованных блокировок системы;
- проблемы с передачей крутящего момента на рейку;
- выход из строя двигателя привода откатных ворот;
- полная неработоспособность системы.
Будем честными. Самостоятельный ремонт автоматики откатных ворот возможен, но ограничен с одной стороны сложностями с запасными частями, трудностями в определении проблемной зоны, а иногда невозможностью найти даже место возникновения проблем. Тем не менее, следуя нашим советам, Вы сможете обойтись без лишнего выезда специалиста, который редко бывает бесплатным.
Основные неисправности откатных ворот
Первой и самой значимой поломкой, является механическое повреждение. В зависимости от степени повреждения, такой ремонт может быть экономически нецелесообразным. Стоимость ремонта, оценивается только в присутствии нашего инженера.
Способы устранения помех в работе автоматики при перепадах в электросети
По независящим от нас причинам в сети часто возникают скачки напряжения. Это может неблагоприятным образом сказаться на работе автоматики распашных или откатных ворот. При этом появляются неисправности отдельных участков электропривода, нарушается работоспособность электронной платы блока управления.
Во время возникновения поломки ворота не реагируют на сигналы, поступающие с дистанционного пульта управления. Использование кнопочной панели также не дает положительных результатов. В таком случае необходим ремонт автоматических ворот, заключающийся в замене электронной платы. Иногда достаточно заменить предохранитель или вновь провести настройку работы автоматики. Так же причиной неисправности может стать плохое соединение проводки. Поэтому требуется поиск неисправных участков и восстановление целостности, где это необходимо.
Проблемы с подачей напряжения
От полного обесточивания системы, до нестабильной работы с остановками двигателя.
Оценку проблемы нужно начинать с датчиков и защитных систем. Часто ремонт не требуется – например не заперта дверца на приводе, или от времени нарушилась сигнализация «заперто». В этом случае работа привода будет блокироваться, пока в системе не появится сигнал «заперто». Проверяем дверцу и правильность работы датчика запирания.
Механические концевые выключатели на рейке. Износ – главная причина ложных срабатываний. Изношенные части (выключатели) необходимо заменить, если это возможно – на магнитные, которые не подвержены внешним воздействиям. Проверяем правильность работы, чистим, одновременно убедившись, что по ходу движения рейки нет препятствий (снег, наледь и пр.).
Ложные срабатывания системы безопасности – фотоэлементов блокирующих работу откатных ворот, или проблемы дистанционного управления. Иногда достаточно тщательно протереть чувствительные элементы спиртосодержащими жидкостями, чтобы устранить невидимые наслоения масел и пр. Строго говоря, это желательно делать раз в 3-4 месяца.
Гораздо реже происходит выход из строя датчика. Для определения такой неисправности – внимательно прислушайтесь, это касается всех датчиков. В датчиках находятся реле, которые при срабатывании издают щелчок. Если щелчка нет, скорее всего, датчик необходимо менять.
Блокировки защиты при возрастании усилий на валу электродвигателя. Это проблема механическая (износ роликов, искривление конструкции, или несущей балки, другие внешне незаметные отклонения от строгой горизонтали двигающихся элементов), но при этом питание всё равно отключается. Устранить можно, определив проблему движением створки откатных ворот вручную. Движение должно быть равномерно плавным. Если это не так, ремонт будет заключаться в устранении «перекосов».
Внезапные остановки ворот, движение только в одном направлении, сбои в работе электродвигателя. Это симптомы того, что начались проблемы с электроникой. Но перед принятием решения, проверьте проводку во всей системе. Для этого понадобится мультиметр, который позволит оценить «качество питания» во всех линиях.
Похожие проблемы могут возникать при резких суточных перепадах температур, что вызывает неизбежное выпадение конденсата внутри привода и других элементов системы. Разумеется, сбои при этом неизбежны. Если такая аномалии была, нужно просто подождать установления температуры, или просушить доступные узлы.
Общие сбои настроек системы (например, после резких перепадов напряжения) также приводят к внешне похожим на проблемы с питанием неисправностям. Но ремонт в данном случае заключается в проверке и восстановлении настроек. Наиболее распространённый сброс – автоматический переход в «ручной режим управления», или в «настройки по умолчанию».
Если эти моменты рассмотрены, но перебои в работе электродвигателя (полная неработоспособность) сохранилась – проблема, скорее всего именно в двигателе. Либо механическое разрушение вала, либо выгорание обмотки (обмоток). Это — замена, поскольку ремонт электродвигателя гарантированно будет стоить дороже покупки нового.
Вторая проблема – выход из строя главной платы (или модулей системы). В обоих случаях без специалиста не обойтись.
Совет. Занимаясь определением проблемы, запишите свои действия по проверке элементов системы. Скорее всего, при разговоре по телефону, специалист сможет сузить круг задач для ремонтника.
Частые поломки гаражных ворот
Наиболее явные поломки автоматических ворот те, что возникли в результате удара автомобилем в полотно ворот или при попытке несанкционированного проникновения. При этом может потребоваться как обычная рихтовка или замена погнутых деталей и секций, так и полный демонтаж и замена всей конструкции ворот. Оставлять без внимания малейшие заедания механизмов нельзя, они достаточно быстро могут перерасти в крупную поломку.
Большая часть вызовов специализированных сервисных служб по экстренному ремонту автоматических ворот приходится на устранение последствий их непрофессионального монтажа. Такой ремонт обходится намного дороже, чем получаемая на отказе от опытных монтажников экономия. Тем более что производитель откажет в гарантийном ремонте, если установка и настройка ворот производились не силами авторизованной службы. Так что всю стоимость ремонта владелец будет вынужден оплачивать из своего кармана.
Иногда бывает, что на этапе приобретения автоматических ворот в целях экономии затрат на ворота, предназначенные для промышленной эксплуатации ставят бытовые приводы. В этом случае сгоревший бытовой привод приходится менять на более выносливый.
Монтаж ворот и автоматики — очень ответственный этап, ведь допущенная в это время ошибка может свести к нулю все многочисленные преимущества автоматических ворот. И вместо комфорта появятся только проблемы. Ошибки приводят к ускоренному износу элементов, обрыву или периодическому спаданию троса с барабана, поломке пружин, изгибу направляющих, выходу из строя автоматики и двигателей электроприводов. При этом регулировка часто невозможна в принципе и требуется полная переустановка конструкции.
Контроль состояния ворот
В любом случае профилактика всегда лучше лечения и экстренного ремонта лучше не дожидаться. Большую часть неисправностей и отказов автоматических ворот можно устранить уже на начальном этапе, если взять за правило их регулярный полный осмотр.
Рекомендуется самостоятельно осматривать состояние направляющих и других механизмов ворот и своевременно удалять мешающие нормальному движению полотна инородные частицы. Особенно это актуально в осенне-зимний период. Лишнее трение серьёзно влияет на работоспособность привода, приводит к уменьшению ресурса и вызывает его внеплановые остановки при перегреве (срабатывает защитное термо-реле).
Необходимо регулярно производить мойку ворот, самих секций и резиновых уплотнителей по периметру проёма. Для этого следует использовать только не агрессивные растворы, абразивные средства для чистки механизмов применять нельзя. Регулярного осмотра требуют также болтовые соединения. В случае необходимости, все «гуляющие» болты нужно затянуть.
Распространённой причиной поломки автоматических ворот является недостаток смазки в трущихся соединениях, в результате чего механические детали и их сопряжения быстрее изнашиваются. Первым признаком того, что механизмы нуждаются в смазке — характерный скрип при открывании и закрывании ворот, посторонние шумы, которых до этого не было. Если скрип слышен в районе петель, то он, как правило, устраняется смазкой вращающихся деталей.
Это можно сделать и самостоятельно, введя немного машинного масла в отверстия в центральной части завитка петли или в центре завитка держателя ролика. Если скрип доносится из механизмов, отвечающих за открытие/закрытие, лучше ничего не трогать и тем более не разбирать, а вызвать специалиста компании-установщика. Неумелые действия могут стать причиной более крупной поломки.
Исправление нарушения герметичности блока управления
Ремонт автоматики распашных ворот часто заключается в устранении нарушения герметичности блока управления. Если его целостность нарушена, увеличивается вредное влияние окружающей среды, так как в коробку беспрепятственно проникает пыль, влага, насекомые, мусор. В результате неблагоприятного воздействия выходит из строя плата блока управления.
Часто необходима ее замена. Перенастройка автоматики тоже способна исправить ситуацию в некоторых случаях. Замена блока управление или восстановление его герметичности — единственный способ восстановить работоспособность системы в данном случае.
Проблемы с передачей крутящего момента на рейку
Это механические отказы и неисправности в зоне сопряжения приводной шестерни и зубчатой рейки.
Наиболее распространены:
- перекосы и изменения геометрии пары шестерня – рейка. Устраняется регулировкой положения рейки (регулирующие винты), пока есть такая возможность. Со временем придётся заменять «прогнувшиеся» участки (из практики начальные и конечные участки изгибаются чаще). Реже приходится изменять положение по высоте самого привода, чтобы обеспечить более правильное сопряжение шестерни и рейки;
- износ зубьев рейки, или приводной шестерни, вплоть до частичного разрушения отдельных зубьев. К сожалению, ремонт в данном случае это только замена износившихся деталей, но обратим внимание, что данная неисправность возникает тогда, когда работающий механизм длительное время не проходил осмотра и обслуживания;
- износ, или нарушения геометрии роликов, обеспечивающих движение створки. Недосмотреть за такими нарушениями – почти неизбежно получить преждевременный износ, или выход из строя привода, а иногда и заклинивание створки. Из практики, уход, регулировка (замена) износившихся элементов не доводит до такой проблемы;
- смещение (нарушение центровки) в паре шестерня – рейка. Редкий случай, обычно из-за ухода створки от правильно вывешенного положения. Устраняется перемещением створки в направлении, перпендикулярном движению (вперёд – назад), и фиксацией в правильном положении;
- механические разрушения внутри привода, возникающие вследствие работы с перегрузками. Чаще всего из-за неверной развесовки створки, ошибки в выбранной мощности двигателя (оценки веса створки), неверного подбора фурнитуры, неправильного монтажа ловителей, требующих значительного усилия для освобождения створки. Это тоже замена, причем экономически выгоднее замена этого узла в сборе с одновременной настройкой фурнитуры.
Как видите, большинство этих работ можно выполнить самостоятельно, а до некоторых просто не доводить механику, за которой обеспечен правильный уход и контроль.
Замена заводской смазки
Ремонт, обслуживание автоматики ворот иногда заключается в замене заводской смазки, позволяющей системе работать корректно и сохранять ее целостность. Под действием низких температур наблюдается замерзание смазки, есть вероятность ее высыхания, что приводит к появлению посторонних шумов при открывании и закрывании ворот. Они начинают неадекватно реагировать на команды с пульта управления. Если вовремя не обратить внимание на сбои в работе и не провести диагностику, то неисправность может привести к печальным последствиям — может выйти из строя редуктор.
В первую очередь, следует заменить смазку, затем провести настройку электропривода.
Выход из строя двигателя и неработоспособность системы
Причин тут немного, скорее крайнее случаи, вроде попадания молнии (такое тоже бывало в практике), бросок напряжения в системе незащищённой стабилизатором, обильные ливневые дожди, а как следствие подтопление системы находящейся под напряжением.
При таких масштабных неприятностях одним мультитестером не обойтись, самостоятельно отремонтировать систему практически невозможно, поэтому рекомендация одна – перевод автоматизированных откатных ворот в разряд механических и поиск специалистов для устранения проблем.
В заключении отметим, что автоматика конечно, так, или иначе, выходит из строя, и чем она сложнее, тем чаще. Тем не менее, современные комплекты оборудования настолько хорошо обкатаны временем и опытом, так здорово защищены, что отказы и выходы из строя этих систем редкость. Статистика штука сложная, можно было бы привести цифры, но думаем, Вас гораздо больше убедит простой факт.
Компаний, специализирующихся только на ремонте автоматики откатных ворот нет. Именно это говорит о надёжности и безотказности таких систем больше, чем любая статистика.
Тем не менее, бывает всякое, и мы надеемся, что наши советы и рекомендации позволят Вам в случае возникновения проблем в самые короткие сроки локализовать неприятность, устранить её, или хотя бы понимать, какого рода сервис Вам необходим.